Вернуться на страницу "Летняя оздоровительная компания"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района Мишкинская средняя общеобразовательная школа
346728 ст. Мишкинская,
ул. Просвещения, 30 А тел./факс 29-1-76
Программа летнего оздоровительного учреждения "Светлячок"
при МБОУ Мишкинская СОШ
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер.
1. Пояснительная записка
Вся воспитательная работа в летнем оздоровительном учреждении «Светлячок» (далее ЛОУ «Светлячок») направлена на реализацию представленной развлекательно-познавательной программы "Летнее путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры.
ЛОУ «Светлячок» - это первый опыт проведения оздоровительного сезона в МБОУ Мишкинская СОШ.
Программа рассчитана на 18 дней пребывания обучающихся в лагере, она насыщена разными спортивно-познавательными, развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
2. Кадровое обеспечение
Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника и организатора. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:
- наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
- наличие организаторского опыта;
- степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере
дневного пребывания.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря:
1. Начальник лагеря – 1
2. Организатор лагеря - 1
3. Воспитатель – 4
4. Инструктор по физическому воспитанию – 1
5. Технический персонал – 1
6. Медработник – 1
7. Работники пищеблока – 1
К работе в ЛОУ «Светлячок» привлекаются педагоги дополнительного образования, старшая вожатая, учителя ОБЖ и физкультуры, учителя музыки и рисования, библиотекарь.
Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для работников ЛОУ «Светлячок».
3. Работники лагеря
Организатор лагеря: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности в рамках программы, анализирует деятельность отряда.
Специальные кадры (библиотекарь, учителя физкультуры, учителя музыки и рисования, старшая вожатая): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, привлекаются для организации оздоровительных и досуговых мероприятий.
Педагоги дополнительного образования: отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общественных мероприятий.
Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение Программы ЛОУ «Светлячок», выполнение Режима дня, проведение отрядных и общелагерных дел.
4. Педагогические условия:
- добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
- сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
- систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
- организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
- многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
- создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
5. Методическое обеспечение:
- наличие Программы лагеря, плана работы отряда, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
- должностные инструкции, приказ об организации ЛОУ «Светлячок» на базе МБОУ Мишкинская СОШ;
- проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала смены;
- подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
- подбор реквизита для проведения дел;
- разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
6. Педагогические принципы.
Личностный подход.
Принять воспитанника таким, каков он есть. Научиться влиять на развитие личности, но не ломать её, чтобы построить заново!
Гуманистический подход.
Стремиться сделать межличностные отношения гуманными.
Эмоциональный подход.
Опираться на чувства ребёнка. Воспитывать добрые чувства.
Деятельностный подход.
Бездеятельность, апатия, равнодушие не воспитывают!
“Средовой” подход.
Учитывать влияние среды, снижать её негативное влияние.
Культурологический подход.
Прививать нетерпимость к низкопробной культуре.
Дифференцированный подход.
Уметь "видеть” каждую личность и научиться обращаться к ней на "особом языке”.
Целостный, комплексный подход.
Развивать все стороны личности в гармонии. Использовать все лучшие методы и формы воспитания.
5. Цель организации работы лагеря:
- содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
- создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи:
- широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
- поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
- выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
- развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.
-развитие творческих способностей детей в оздоровительном лагере
6. Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Посмотри, какое наше лето! ” с элементами сюжетно - ролевых игр. Отряд имеет свой план работы, свое название, девиз, речевку; для него работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, экскурсий, участвуют в больших коллективных делах лагеря. В отряде свои лидеры, командоры, лоцманы, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел), редакторы.
В школе развито и эффективно действует ученическое самоуправление.
В пришкольном лагере оно продолжает функционировать.
7. Система стимулирования успешности и личностного роста.
Отряд моделирует уголок, в котором помещены название отряда, девиз, эмблема, речевка, песня отряда, календарь интересных дел, поздравления и т.д.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит сохранения её в наших детях. Основными познавательными задачами летней смены становится знакомство, повторение и закрепление знаний по истории Донского края, воспитание уважения к его традициям и обычаям, воспитание любви к родному краю, его природе.
Так как в школе действует объединение «Дети Синего Фламинго», живущее на острове Синего Фламинго, то оно продолжает свою работу в летнюю смену. Каждый день смены имеет своё название, например:
«Город Друзей» - занятия с психологом «Знакомство», выпуск отрядной газеты, подвижные игры;
«Экологическая бухта» – знакомство с животным и растительным миром родного края;
«Лагуна Поющих сирен» – знакомство с музыкальным фольклором;
«Пик имён» – виртуальные встречи с людьми, прославившими родной край и Россию;
«Таинственная насыпь» – занятия живописью
«Серпантин тропинок» – экскурсии на природу, знакомство с целебными растениями, чаепитие (1 раз в неделю).
«Берег Весёлых и находчивых» - праздничный концерт;
«Река Хороводов» - ;
«Море Ярмарки» - ;
«Озеро Здоровья » - спортивные эстафеты, (1 раз в неделю);
«Цветочная поляна» - ;
«Пещера Зрелищ» - просмотр фильмов (1 раз в неделю)
Поездки в г. Новочеркасск: театр Комиссаржевского (1 раз в неделю), Александровский парк аттракционов (1 раз в неделю), кинотеатр «Космос» (1 раз в неделю).
9. Критерии эффективности программы:
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- заинтересованность педагогов в реализации программы;
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, - удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами
деятельности, формами работы;
- творческое сотрудничество педагогов и детей;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
10. Предполагаемые результаты программы.
Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.